Регламент согласования договоров - Официальные разъяснения
Заключение договоров - это длительный и трудоемкий процесс. Если его упорядочить и привести к единообразию, это значительно облегчит работу юридического отдела и ускорить процессы согласования и запуска контракта в работу. С этой целью в организациях разрабатывают положения о договорной работе.
Виды заключаемых договоров
Компания, которая занимается определенными видами деятельности, выполняет работы или оказывает услуги заключает ряд договоров, наименование и назначение которых остается неизменным. Могут лишь меняться контрагенты, исполнители. Поэтому для того, чтобы систематизировать работу договорного отдела, все контракты должны быть разделены по группам. основания для раздела могут быть следующие:
- главы Гражданского кодекса РФ;
- виды работы, услуг, товаров;
- наименование контрагентов и т.д.
Такая унификация позволит, во-первых, быстрее находить контракты, во-вторых, назначить за каждую группу ответственных лиц.
Следующий шаг - проверка договоров на предмет их исполнения. Когда круг работы компании достаточно обширный, некоторые вопросы могут упускать из виду. Это относится к неисполненным контрагентами обязательствах. Когда сделки “на виду”, то за ней уследить проще. Но если речь идет о второстепенных договорах, в текучке дел можно не заметить то, что контракт не исполнен.
Поэтому юридическая служба должна 1 раз в месяц проводить ревизию договоров и направлять соответствующие претензии.
Понятие и условия договора
При заключении любой сделки стороны всегда договариваются об условиях заранее. В текст договора вносятся уже оговоренный текст. Законодатель обязывает всех участников контрактных обязательств согласовать только те существенные условия, которые установлены законом.
Однако ГК РФ содержит принцип свободы договора, который заключается в том числе и в том, что контрагенты могут самостоятельно определить круг условий, которые будут считаться существенными.
В этом случае в положении о договорной работе необходимо уточнить какие именно пункты должны быть прописаны в тексте контракта для каждого варианта сделки.
Например, если речь идет о договоре поставки, они могут быть следующими:
- график поставки;
- порядок расчетов;
- отсрочка/рассрочка обязательств;
- место доставки;
- порядок оформления документации и т.д.
Главная задача положения о ведении договорной работы - закрепить понятный и эффективный механизм с которым смогут работать все отделы предприятия. Так как каждая компания занимается специфической деятельностью, положение должно разрабатываться именно с учетом этого момента.
Порядок согласования договоров
Согласование договора - это основной этап перед запуском его в работу. Как правило, в организации утвержден лист согласования, на котором расписываются уполномоченные должностные лица после изучения текста контракта и указывают свои замечания при их наличии.
В положении о договорной работе согласованию должен быть посвящен отдельный раздел. Он начинается с того, что определяется инициатор внесения контракта в организацию. Это может быть руководитель, юрисконсульт, начальник отдела и т.д. Далее прописывается сам порядок согласования. Он может выглядеть следующим образом:
- первоначально договор проходит согласование в юридическом отделе на предмет его правовой обоснованности;
- затем он передается начальнику отдела, отвечающего за его исполнение;
- следующий шаг- передача контракта в бухгалтерию для проведения необходимых расчетов;
- последний этап - получение заключения логистической службы и отдела безопасности.
Иными словами должен быть указан каждый шаг, который совершается инициатором сделки после выполнения предыдущего.
Положением о договорной работе должен быть утвержден и лист согласования контрактов. В дальнейшем лист согласования прикладывается к экземпляру договора организации и в случае возникновения разногласий и споров при его исполнении, каждый подписант будет отвечать за свою часть согласований.
Основные требования к оформлению договоров
Требования к форме договора и порядку его заключения в некоторых случаях установлены законодателем. Однако любое предприятие своим локальным актом вправе утвердить требования к оформлению контракта.
Например,
Договора, вне зависимости от его назначения, должен содержать следующие обязательные разделы:
- преамбулу (наименование сторон, его заключающих, правоуполномочивающие документы, на основании которых они действуют);
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- срок действия;
- перечень лиц, ответственных за исполнение условий договора и уполномоченных на подписание актов сдачи-приёмки;
- ответственность сторон;
- стоимость договора;
- адреса, реквизиты и подписи сторон.
Далее прописываются более конкретные подробности, касающиеся внутреннего механизма работы предприятия. Например, при отсутствии подписи сотрудника отдела безопасности на накладной, товар отгрузке не подлежит и т.д.
Заключение договоров
Заключение договоров - это один из самых длительных и сложных процессов. Он начинается с того, что стороны обмениваются необходимыми документами и подготавливается необходимое количество экземпляров документа.
Далее оговаривается порядок подписания контракта. После проставления подписей, если этого требует закон или имеется желание сторон, договор подлежит нотариальному удостоверению или передается на государственную регистрацию.
В положении о ведении договорной работы может быть предусмотрен пошаговый порядок заключения сделки. Например, он может выглядеть следующим образом:
- ответственный специалист организовывает процесс подписания контракта; один экземпляр передается контрагенту, второй остается в юридическом отделе;
- сведения о новом контрагенте должны быть переданы в бухгалтерию, службу безопасности и на склад;
- после заключения договора стороны обмениваются учредительными документами и реквизитами и т.д.
Выдержки из положения о договорной работе, касающиеся порядка подписания сделки и требований к форме договора, должны быть представлены контрагентам для ознакомления. Обязательно для их изучения также требования к существенным условиям конкретных сделок.