Как заключить договор с самозанятым - Официальные разъяснения
С 1 января 2019 года в РФ проводят налоговый эксперимент. В его рамках люди, работающие на себя, могут легализоваться и начать платить НПД. Сотрудничать с самозанятыми выгодно. Лица, входящие в эту категорию, самостоятельно производят отчисления в бюджет. За них не нужно вносить платежи. Для начала работы заключить договор с самозанятым. Соглашение отличается от тех документов, которые используют для взаимодействия с индивидуальными предпринимателями.
Особенности договора с самозанятым лицом
Возможность регистрации в качестве самозанятого закрепил ФЗ №422 от 27 ноября 2018 года. Нормативно-правовой акт запустил эксперимент, в течение которого лица, не зарегистрированные в качестве ИП, получили возможность легализовать свою деятельность и начать производить отчисления в пользу государства по НПД. Режим относительно новый. Поэтому у лиц, желающих воспользоваться услугами самозанятых, возникает много вопросов.
Встать на учет могут обычные физические лица, которые работают на себя. Сотрудничество с такими гражданами требует подготовки соглашения. Оно может быть устным или письменным. Первый вариант можно использовать, если стороны оговорили все нюансы сотрудничества, и письменную форму соглашения для сделки. Однако отсутствие зафиксированных на бумаге договорённостей влечет за собой возникновение больших рисков. Поэтому лучше не пренебрегать возможностью подготовить соглашение.
Условия договора с самозанятым
В действующем законодательстве не регламентированы условия заключения гражданско-правовых сделок и порядок их оформления. Представители контролирующих органов советуют учитывать положения ГК РФ. Чтобы документировать сделку, достаточно воспользоваться любым договором ГПХ. Соглашение необходимо составить правильно. Документ признают действительным, если он будет включать в себя перечень обязательных условий. В договоре необходимо отразить:
- сведения об участниках сделки;
- перечень предоставляемых услуг, порядок их исполнения, описание приемки-сдачи;
- последствия несоблюдения положений соглашения;
- стоимость услуг и особенности произведения оплаты;
- срок действия соглашения;
- особенности разрешения спорных моментов.
Эксперты советуют обязательно указывать, что договор заключён с самозанятым. Дополнительно необходимо зафиксировать, что компания-заказчик освобождается от уплаты налогов и взносов. В соглашении можно привести ссылку на пункт 8 статьи 2 ФЗ №422 от 27 ноября 2018 года. Кроме того, стороны прописывают в документе обязательство о том, что самозанятый сообщит заказчику о снятии с учёта, если подобное произойдет. В иной ситуации можно отразить условия о компенсации НДФЛ, взносов, штрафов и прочих платежей, потребность во внесении которых возникнет, если исполнитель не проинформирует об утрате своего статуса.
Договор с самозанятым ИП
Случай считается самым простым. В сложившейся ситуации исполнитель и заказчик представляют собой независимые субъекты предпринимательской деятельности. Лицу, желающему получить работу или услугу, не придется нести ответственность за то, сможет ли его контрагент выполнить обязательства по уплате взносов в бюджет. Подготовка соглашения не будет иметь отличие от договора, который используется при сотрудничестве с ИП, применяющим иную схему отчисления налогов.
Сотрудничая с предпринимателем, нужно удостовериться в его статусе. Для этого стоит обратиться в ФНС и узнать, продолжает ли лицо работу в качестве индивидуального предпринимателя. Поиск можно осуществить в режиме онлайн. Для этого нужно воспользоваться специальными сервисами. Они позволяют получить доступ к реестру, в котором хранятся данные о действующих индивидуальных предпринимателях.
Если контрагент закрыл ИП, он становится обычным физическим лицом. За него нужно платить НДФЛ, а также взносы в фонды. Свидетельство о госрегистрации еще не говорит о том, что статус действующий. Документы подтверждают, что лицо когда-то было поставлено на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
Договор с самозанятым физическим лицом
Если статус ИП отсутствует, ситуация усложняется. Заказчику придется положиться на добросовестность исполнителя, который должен сам производить платежи в бюджет. Однако нужно помнить о ряде нюансов. Самозанятые не платят НДФЛ. Это значит, что компании не придется исполнять роль налогового агента. Однако перед заключением соглашения рекомендуется проверить статус самозанятого. Для этого используется специальный сервис. В нем достаточно указать ИНН контрагента и дату, на которую нужно уточнить статус.
Заказчик не обязан производить взносы с денежных средств, переданных исполнителю. Однако самозанятый должен предоставить чек. Его выдача осуществляется в электронной форме. Дополнительно можно напечатать бумажный экземляр. Если чека нет, придется производить пенсионные и медицинские взносы.
С самозанятым физлицом заключают классический договор ГПХ. Разновидность документа напрямую зависит от особенностей ситуации.
Нужна ли самозанятому касса
В законодательстве отсутствует положение, обязывающее самозанятого приобретать кассу. Взаимодействие с ФНС и выдача чеков происходит с помощью мобильного приложения “Мой налог”. Его можно установить на смартфон или компьютер.
Когда денежные средства от клиента поступили, самозанятый указывает информацию в приложении. Затем осуществляется формирование чека. На основании данных происходит исчисление НПД. Если по какой-либо причине пришлось сделать возврат средств, а чек уже сформирован, допустимо его аннулирование. Действие удастся выполнить через приложение.
Размер налога напрямую зависит от того, с кем ведется сотрудничество. Если получена оплата от физических лиц, ставка составит 4%. Если сотрудничество ведется с организациями, имеющими статус юр лица, налог возрастает до 6% от суммы.