Официальный портал при гос. услугах
по вопросам заключения, расторжения и изменения
договоров и контрактов
+7 (499) 938-61-86 Запись на консультацию

Юридический сервис
оказания юридической помощи по вопросам заключения, расторжения и изменения договоров и контрактов

Требуется юридическая помощь?
  • 1. Разместите заявку
  • 2. Получите бесплатный ответ
  • 3. Ознакомьтесь с официальной информацией

Как составить претензию на невыполнение условий договора - Официальные разъяснения

Претензия на невыполнение условий договора – это один из способов досудебного урегулирования конфликта. При его использовании сторона соглашения, которая осталась неудовлетворённой тем, что другой подписант не выполнил прописанные условия, направляет ему специальное письмо – претензию. Этот документ необходим для того, чтобы побудить нарушителя вернуться к своим обязательствам. 

Виды неисполнения условий договора 

В Гражданском Кодексе нет отдельной классификации видов неисполнения условий договора, потому что невозможно наперёд предположить все возможные нюансы договорных правоотношений. В практике сложилось несколько наиболее распространённых групп нарушения условий соглашений: 

  • Просрочка. Когда сторона-исполнитель не отказывается от своих обязательств, но выходит за предписанные договором сроки не предупредив об этом заказчика и не достигнув с ним компромисса в этом вопросе. 
  • Выполнение соглашения в неполном объёме. Яркий пример – договор купли-продажи, когда каких-то единиц товара не обнаруживается в наличии уже после оплаты и подписания соглашения, и продавец просто отправляет то, что было в наличии, не урегулировав этот вопрос с покупателем и не вернув ему излишне выплаченные средства. 
  • Полное игнорирование условий договора. Актуально для случаев, когда исполнитель в принципе не приступал к исполнению своей части соглашения. 
  • Неполная, несвоевременная оплата или полное её отсутствие. Нарушение со стороны покупателя, которое влечёт за собой простой и финансовые потери со стороны исполнителя. 
  • Разглашение персональных данных. Стороны в договорных правоотношениях часто передают друг другу информацию о себе, которая не должна попадать в публичный доступ. Пункт о неразглашении обязательно включается в основной текст.  

Правила составления претензии 

Претензия – это метод досудебного решения конфликта, который мало развит в Российской Федерации. Основная сила закона направлена на судебные споры, поэтому материальное и процессуальное законодательство крайне абстрактно говорит об этом способе урегулирования проблемных ситуаций. Есть только ряд строгих правил составления претензии и работы с ней: 

  • Оформлять документ нужно в простой письменной форме.  
  • Текст письма должен быть строгим, безэмоциональным. Даже если неисполнение условий договора повлекло за собой серьёзные убытки, нужно констатировать сухие факты.  
  • В тексте претензии обязательно указываются конкретные пункты договора, которые были нарушены. Также указывается то, какие пути решения проблемы видит составитель (денежная компенсация, уменьшения итоговой оплаты и прочее). 

Структура претензионного письма 

Претензионное письмо – небольшой документ, и к его структуре нет строгих требований в законодательстве. В соответствии с общими правилами делового документооборота эта бумага должна состоять из нескольких информационных блоков: 

  1. Информация о сторонах. Размещается в правом верхнем углу листа. Указывается должность, ФИО, адрес проживания. 
  2. Название документа: «Претензия по договору (название) от (дата)». 
  3. Основной текст. Излагаются обстоятельства подписания договора, его предмет. 
  4. Суть нарушений. Перечисляются все пункты договора, которые были нарушены стороной. Уточняется, что о подобных изменениях не было должного оповещения. 
  5. Нормативная база. Упоминаются соответствующие нормы ГК РФ. 
  6. Требования. Как пострадавшая сторона видит выход из сложившейся ситуации. Можно требовать выполнения условий договора, компенсации ущерба. 
  7. Предупреждение. Нарушитель уведомляется, какой срок у него есть на ответ и что в случае отказа или игнорирования письма пострадавшая сторона обратиться в суд. 
  8. Завершение. Ставится дата написания письма и подпись пострадавшей стороны рядом с фамилией и инициалами.  

Нюансы претензионного порядка 

Претензия на невыполнение условий договора имеет особый порядок подачи. Его выполнение является необходимым условием сохранения юридической силы документа: 

Претензия может быть отправлена по почте или передана стороне-нарушителю лично. Лучше всего использовать именно почтовый метод и отправлять бумаги заказным письмом, чтобы после можно было доказать факт отправки в суде.  

Обязать подавать претензию в большинстве может только сам договор. Если в тексте это не указано, тогда можно сразу обращаться в суд. Тем не менее в случае судебного разбирательства претензия – это хороший способ доказать свои благие намерения и готовность идти на диалог. Есть ряд исключений, когда сам закон обязывает подать претензию перед началом разбирательства в суде. 

Пример составления претензии 

Претензия оформляется по строгому шаблону. Сразу после указания данных о сторонах и названия документа (с отсылкой на первичный договор) составляется сам текст, разделённый на блоки. Они оформляются в свободном стиле и не имеют строгого примера. В качестве ориентира можно использовать такой порядок: 

  • Исполнитель обязался в срок до (дата) выполнить работы/изготовить продукцию/поставить товар. Заказчик обязался оплатить услуги по факту/авансовым и финальным платежом. 
  • Однако по состоянию на (дата) исполнитель не выполнил все свои обязательства/ряд своих обязательств, а именно: (перечисление фактически нарушенных пунктов договора в виде маркированного или нумерованного списка). 
  • На основании вышеизложенного требую: устранить нарушение условий/оказать обещанную услугу/выплатить компенсацию материального и(или) морального вреда/оплатить неустойку.  
  • В случае игнорирования требований заказчика в течение N дней со дня получения претензии заказчик будет вынужден разорвать договор и обратиться в суд для защиты своих прав.  

Правильно составить претензию на невыполнение условий договора сможет и человек без специального образования, если внимательно изучит вопрос. Этот простой документ существенно ускоряет процесс урегулирования споров как в досудебном порядке, так и во время слушаний.