Как составить претензию на невыполнение условий договора - Официальные разъяснения
Претензия на невыполнение условий договора – это один из способов досудебного урегулирования конфликта. При его использовании сторона соглашения, которая осталась неудовлетворённой тем, что другой подписант не выполнил прописанные условия, направляет ему специальное письмо – претензию. Этот документ необходим для того, чтобы побудить нарушителя вернуться к своим обязательствам.
Виды неисполнения условий договора
В Гражданском Кодексе нет отдельной классификации видов неисполнения условий договора, потому что невозможно наперёд предположить все возможные нюансы договорных правоотношений. В практике сложилось несколько наиболее распространённых групп нарушения условий соглашений:
- Просрочка. Когда сторона-исполнитель не отказывается от своих обязательств, но выходит за предписанные договором сроки не предупредив об этом заказчика и не достигнув с ним компромисса в этом вопросе.
- Выполнение соглашения в неполном объёме. Яркий пример – договор купли-продажи, когда каких-то единиц товара не обнаруживается в наличии уже после оплаты и подписания соглашения, и продавец просто отправляет то, что было в наличии, не урегулировав этот вопрос с покупателем и не вернув ему излишне выплаченные средства.
- Полное игнорирование условий договора. Актуально для случаев, когда исполнитель в принципе не приступал к исполнению своей части соглашения.
- Неполная, несвоевременная оплата или полное её отсутствие. Нарушение со стороны покупателя, которое влечёт за собой простой и финансовые потери со стороны исполнителя.
- Разглашение персональных данных. Стороны в договорных правоотношениях часто передают друг другу информацию о себе, которая не должна попадать в публичный доступ. Пункт о неразглашении обязательно включается в основной текст.
Правила составления претензии
Претензия – это метод досудебного решения конфликта, который мало развит в Российской Федерации. Основная сила закона направлена на судебные споры, поэтому материальное и процессуальное законодательство крайне абстрактно говорит об этом способе урегулирования проблемных ситуаций. Есть только ряд строгих правил составления претензии и работы с ней:
- Оформлять документ нужно в простой письменной форме.
- Текст письма должен быть строгим, безэмоциональным. Даже если неисполнение условий договора повлекло за собой серьёзные убытки, нужно констатировать сухие факты.
- В тексте претензии обязательно указываются конкретные пункты договора, которые были нарушены. Также указывается то, какие пути решения проблемы видит составитель (денежная компенсация, уменьшения итоговой оплаты и прочее).
Структура претензионного письма
Претензионное письмо – небольшой документ, и к его структуре нет строгих требований в законодательстве. В соответствии с общими правилами делового документооборота эта бумага должна состоять из нескольких информационных блоков:
- Информация о сторонах. Размещается в правом верхнем углу листа. Указывается должность, ФИО, адрес проживания.
- Название документа: «Претензия по договору (название) от (дата)».
- Основной текст. Излагаются обстоятельства подписания договора, его предмет.
- Суть нарушений. Перечисляются все пункты договора, которые были нарушены стороной. Уточняется, что о подобных изменениях не было должного оповещения.
- Нормативная база. Упоминаются соответствующие нормы ГК РФ.
- Требования. Как пострадавшая сторона видит выход из сложившейся ситуации. Можно требовать выполнения условий договора, компенсации ущерба.
- Предупреждение. Нарушитель уведомляется, какой срок у него есть на ответ и что в случае отказа или игнорирования письма пострадавшая сторона обратиться в суд.
- Завершение. Ставится дата написания письма и подпись пострадавшей стороны рядом с фамилией и инициалами.
Нюансы претензионного порядка
Претензия на невыполнение условий договора имеет особый порядок подачи. Его выполнение является необходимым условием сохранения юридической силы документа:
Претензия может быть отправлена по почте или передана стороне-нарушителю лично. Лучше всего использовать именно почтовый метод и отправлять бумаги заказным письмом, чтобы после можно было доказать факт отправки в суде.
Обязать подавать претензию в большинстве может только сам договор. Если в тексте это не указано, тогда можно сразу обращаться в суд. Тем не менее в случае судебного разбирательства претензия – это хороший способ доказать свои благие намерения и готовность идти на диалог. Есть ряд исключений, когда сам закон обязывает подать претензию перед началом разбирательства в суде.
Пример составления претензии
Претензия оформляется по строгому шаблону. Сразу после указания данных о сторонах и названия документа (с отсылкой на первичный договор) составляется сам текст, разделённый на блоки. Они оформляются в свободном стиле и не имеют строгого примера. В качестве ориентира можно использовать такой порядок:
- Исполнитель обязался в срок до (дата) выполнить работы/изготовить продукцию/поставить товар. Заказчик обязался оплатить услуги по факту/авансовым и финальным платежом.
- Однако по состоянию на (дата) исполнитель не выполнил все свои обязательства/ряд своих обязательств, а именно: (перечисление фактически нарушенных пунктов договора в виде маркированного или нумерованного списка).
- На основании вышеизложенного требую: устранить нарушение условий/оказать обещанную услугу/выплатить компенсацию материального и(или) морального вреда/оплатить неустойку.
- В случае игнорирования требований заказчика в течение N дней со дня получения претензии заказчик будет вынужден разорвать договор и обратиться в суд для защиты своих прав.
Правильно составить претензию на невыполнение условий договора сможет и человек без специального образования, если внимательно изучит вопрос. Этот простой документ существенно ускоряет процесс урегулирования споров как в досудебном порядке, так и во время слушаний.